Закрыть ... [X]

Презентация Русская народная вышивка
Презентация на тему: Русская народная вышивка.
Содержание презентации:

гнездо птиц вышивка крестом 1 слайд

Русская народная вышивка 5класс по пограмме Б.М.Неменского

2 слайд

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

3 слайд

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое. Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

4 слайд

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

5 слайд

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

6 слайд

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

7 слайд

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

8 слайд

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

9 слайд

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

10 слайд

Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

11 слайд

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

12 слайд

Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".

13 слайд

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

14 слайд

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

15 слайд

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...

16 слайд

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

17 слайд

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. “Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

18 слайд

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. “Круг” состоит из цветка - “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

19 слайд

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

20 слайд

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

21 слайд

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

22 слайд

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...”

24 слайд

Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.



Источник: http://tijey.ru/objestvo_new/444-prezentaciya-russkaya-narodnaya-vyshivka.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Скачать схему - Птицы - Тарелка. Зимородок. Вышивка Первые блюда в мультиварке пошагово

Гнездо птиц вышивка крестом Гнездо птиц вышивка крестом Гнездо птиц вышивка крестом Гнездо птиц вышивка крестом Гнездо птиц вышивка крестом Гнездо птиц вышивка крестом

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ