Закрыть ... [X]


Обучение яхтингу / Полезное. А-Я / Мастер-класс

Практика управления яхтой на примере «эМ-Ки»

Поворот оверштаг.

Техника, выполнения поворота оверштаг при управлении яхтой в слабый ветер, на гладкой воде.

Основное правило выполнения поворота на яхте - чем слабее ветер, тем плавне должен быть поворот! Мастерство управления яхтой заключается в том, что бы она при повороте не потеряла, а увеличила скорость. Правильным выполнением поворота оверштаг, яхте задается небольшой импульс, экипаж как бы подталкивает ее. Это крайне важно при управлении яхтой в слабый ветер, особенно для яхт участвующих в соревнованиях, и ведущих борьбу за сантиметры дистанции.

Секрет в том, что правильно настроенная яхта немного приводиться сама, поэтому при повороте не нужно сдерживать ее рулем, а дать возможность плавно повернуть самой. При очень слабом ветре поворот можно выполнить только креном - небольшой крен на подветренный борт и яхта начнет приводиться сама, без участия руля, останется только заложить румпель на новый галс. Но, зачастую, этот маневр, требующий аккуратности и мастерства управления яхтой, доступен только опытным гонщикам, у которых не одна тысяча поворотов за плечами.

Итак, вы собираетесь сделать поворот - слегка заложите руль на привод (румпель от себя). В тот момент, когда стаксель пересечет линию ветра, нужно отдать его со стопора, грот перейдет вслед за стакселем, а весь экипаж в этот момент пересаживается на другой борт. Не раскачиваете лодку, иначе вы потеряете скорость. Поворот делается плавно. Слегка потравленные паруса после поворота нужно добирать, когда яхта полностью встанет на курс и вы почувствуете, что паруса начинают наполняться ветром. Шкотовый должен следить за соответствием курса лодки и положением стакселя (сделать это достаточно просто по колдунчикам на передней шкаторине стакселя). Не перебирайте паруса после поворота, яхту нужно для начала разогнать.

Стаксель должен работать в повороте максимально долго, поэтому не травите его раньше времени и слишком сильно, придерживайте в рабочем положении. Стаксель-шкот отпустается плавно, но быстро, и только когда стаксель начнет заполаскивать. Далее за противоположный шкот быстро перебросте стаксель на другой борт, и когда парус наполнится и яхта встанет на курс, тогда добирайте оставшуюся часть шкота «сподветра». Чем меньше резких, неточных движений сделаете вы и ваш экипаж, тем лучше получится поворот и яхта не остановится.

Небольшой совет при управлении яхтой: старайтесь выбирать веревки шкотов после поворотов (обтягивать шкоты), что бы ни терять времени на повороте, а соответственно и скорости.

Техника выполнения поворота оверштаг с креном, или перекатом.

Такой поворот выполняется при недостаточном ветре, когда нужно разогнаться. Здесь важно чтобы экипаж управляющий яхтой выполнял все действия одновременно и четко – яхта при повороте должна сделать «гребок» всем корпусом и парусами. Делается это так: яхта пошла в привод, и если ветер слабый, можно помочь ей, закренив с подветренного борта (либо начинать поворот сидя «с наветра», как обычно), затем заложить руль на поворот и быстро переместиться на наветренный борт. Сразу после поворота, все еще оставаясь на подветренном борту, накрениться на несколько секунд под ветер, и резко переместиться на наветренный борт, как бы откренивая яхту (это обеспечит «гребок» и разгонит вас после поворота).

Практика управления яхтой на примере эМ-Ки в нашей школе

Поворот фордевинд.

При управлении яхтой в слабый ветер этот поворот выполнить относительно просто, главное не раскачиваться. Но при управлении в сильный ветер он серьезно усложняется. При свежем ветре и сильнее, делать его нужно быстро. Типичные ошибки: излишняя качка яхты и неправильный момент перекидки гика, легко могут перевернуть яхту. Поворот фордевинд нужно делать с максимальной скоростью, а не тогда, когда яхта ее только набирает (так как сильное давление ветра на паруса затрудняет перекидку гика). Достаточно опасно крутить поворот в усилениях ветра, лучше дождаться относительного затишья и именно в этот момент делать поворот. А также, не делать резких движений румпелем, а выполнять поворот с минимальным заложением руля.

Если ветер дует прямо в корму, слегка приведитесь, и как можно больше доберите гика-шкот, что бы набрать скорость, а заодно и снять лишнее давление с грота. Затем, как только яхта разгонится, одновременно - слегка потравите паруса и немного закрените яхту на наветренный борт, заложите румпель на поворот, и рукой резко перекиньте гик за гика-шкот на другой борт (шкотовый может помочь перекидке за гик-оттяжку). В тот момент, когда гик будет пересекать диаметраль яхты, верните румпель в исходное положение, тем самым возвращаясь на курс. Если вовремя не вернуть яхту на курс в сильный ветер ее начнет приводить, она потеряет остойчивость. В такой ситуации недалеко и до переворота!

Очень важно не забывать выбирать шверт наполовину или немного больше, что бы во время поворота яхта не «споткнулась» о шверт и он не препятствовал маневру.

Помните, что при любом маневре яхта не должна терять скорости!

Это общие рекомендации...

Но при управлении яхтами различных конструкций, казалось бы, обычные маневры выполняются все же, по разному.

Пример «национальной Эмки» - хоть эта яхта и швертбот, но шверт на ней четко зафиксирован и не выбирается на полных курсах. А такие особенности, как использование геннакера, делают ее динамичнее, чем многие, традиционно оснащенные спинакерами, яхты других классов.

Геннакер, передний асиметричный парус яхты

Геннакер - не совсем привычный для наших акваторий, передний асимметричный парус яхты. Название «геннакер» – образовалось при слиянии названий «генуя» и «спинакер» и представляет собой гибрид этих парусов. В зависимости от формы профиля, материалов и покроя геннакер может использоваться практически на всех курсах, от полного бакштага до бейдвинда.

Это в теории... на практике же, использование одного геннакера на всех возможных курсах затруднительно, так как не существует универсального профиля под любой ветер и курс. Острые курсы подразумевают сравнительно плоскую форму парусов, и наоборот, чем полнее курс, тем полнее и парус. К примеру, на крейсерских яхтах, где практически нет ограничения мест хранения парусов, обычно используются несколько геннакеров на разные курсы.

Форма профиля геннакера асимметрична, и не настолько полная, как у спинакера. Наветренная шкаторина имеет дугообразную форму, а подветренная более прямая, что смещает максимальное пузо в переднюю часть паруса, уплощая парус в корме. Из-за асимметричной формы геннакера, яхта не ходит в полный фордевинд, а максимальная скорость поддерживается хождением более острыми курсами.

Следует отметить, что в сравнении со спинакером, геннакер имеет большую эффективность - на чистом фордевинде яхта всегда идет медленнее, чем при лавировке на фордевинд (более острые курсы). Так что, кратчайший путь не всегда бывает быстрейшим!

К тому же, за счет низкого расположения и большей площади галсового угла увеличивается полезная площадь паруса (галсовый угол стоит круче к ветру и работает эффективнее).

Постановка геннакера, на примере управления яхт национального класса ЭМКА.

Прежде чем вы начнете постановку геннакера, следует выстрелить бушприт и немного уваливаться. Затем шкотовый быстро выбирает фал - геннакер выйдет в ветровую тень грота, это позволит без проблем поставить парус, особенно в сильный ветер. В слабый ветер, когда скорости у яхты итак недостаточно, уваливаться не нужно. Наоборот, гораздо важнее разогнаться – то есть сразу после поворота начинать понемногу приводиться. Параллельно с действиями рулевого, управляющего яхтой, шкотовый выносит парус на ветер. Главное - не останавливаться! Внимательно отнеситесь к проводкам геннакера – что бы парус не путался, геннакер-фал выносится на подветренную сторону (от штага), шкоты обносятся вокруг вант и штага.

Если после постановки геннакера вам нужно идти острее, то шкот следует потравить, до той поры, пока передняя шкаторина паруса не начнет заполаскивать, после чего шкот начинайте осторожно подбирать, до того как передняя шкаторина приобретет рабочую форму. Работа на шкотах должна происходить непрерывно, точно также, как и при несении спинакера. Постоянно пробуйте травить шкот - паруса нельзя «зажимать», они перестанут работать в полную силу и яхта будет останавливаться.

После того, как геннакер поставлен и работает, скручивайте в закрутку стаксель (он дает ветровую тень и этим мешает работе геннакера).

Теперь о галсе... Галс - это веревка через которую геннакер крепится к бушприту и чем острее курс, тем больше его следует подбирать, и наоборот, на полных курсах галс нужно немного травить, чтобы геннакер находился дальше от яхты, не закрывался гротом и тянул лучше (его работа напоминает работу спинакера).

Чем слабее ветер, тем круче приходиться идти к ветру, что бы не терять скорость - так геннакер стоит лучше и работает эффективнее. На усилениях нужно уваливаться «в скорость», то есть разгоняться. Как только ветра становится меньше, и парус тянет уже не так эффективно – шкотовый угол начинает опускаться – значит, пора приводиться! Линия движения, при управлении яхтой на полном курсе - это постоянный поиск скорости между приведением и уваливанием.

Вы закладываете румпель и яхта начинает медленно приводиться, одновременно с этим шкотовый немного травит шкот – равномерно и максимально быстро, но аккуратно, что бы парус не сложился. Шкотовому при этом маневре необходимо быть очень внимательным - нужно успеть отдать шкоты так, чтобы парус свободно развевался между штагом и геннакер-фалом в момент перехода линии ветра. Если шкоты не достаточно потравлены, парус сложится или запутается, обвившись вокруг штага, что происходит достаточно часто. Как только нос яхты пересек линию ветра нужно потравить, теперь уже наветренный, шкот до конца и выбрать его «сподветра».

В управлении яхтой все маневры, как всегда, отрабатываются тренировкой! Сто поворотов фордевинд – и вы поймете, насколько нужно травить геннакер-шкот, чтобы поворот был идеальным!

Уборку геннакера проще всего делать на курсе полный бакштаг - нужно ослабить шкот и, как точно пошутил наш консультант Сергей Бородинов, - резво тянуть километры веревок!

Практику вел Сергей Бородинов
По материалам журнала
"Yacht Russia"



Источник: http://www.yachtingacademy.ru/content/emka_masterclass.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Обучение яхтингу. Хорошая морская практика: швартовка, работа с парусами Как связать жилетку перед

Мастер-класс управление яхтами Мастер-класс управление яхтами Мастер-класс управление яхтами Мастер-класс управление яхтами Мастер-класс управление яхтами Мастер-класс управление яхтами Мастер-класс управление яхтами

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ