Документ : Учет административных расходов

Учет административных расходов

Расходы, связанные с операционной деятельностью, не включаемые в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), делятся на административные, расходы на сбыт и прочие операционные расходы.

К административным расходам относятся общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятиями, в частности, расходы на содержание аппарата управления и другого персонала, занятого обслуживанием административной инфраструктуры.

Административные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия в целом, учитываются на активном счете 92 «Административные расходы».

На счете 92 «Административные расходы» отражают и накапливают в течение года расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия. Расходы на управление и обслуживание предприятия (общехозяйственные расходы) не распределяются между реализованной и нереализованной продукцией, а списываются ежемесячно или в конце года (по сельскохозяйственным предприятиям) на финансовые результаты основной деятельности в общей сумме нарастающим итогом с начала года с кредита счета 92 на дебет субсчета 791 «Результаты основной деятельности».

Рациональная организация аналитического учета расходов в целом и аналитический учет административных расходов в частности имеют важное значение для определения их уровня, контроля и анализа, а также объективного отражения финансовых результатов деятельности предприятия.

Несмотря на то, что административные расходы не включаются в производственную себестоимость продукции, методика организации их учета аналогична методике учета общепроизводственных расходов.

Таким образом, к административным расходам относятся общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание предприятия и управление им. Примерный перечень административных расходов приводится в п. 18 П(С)БУ 16 и в Инструкции N 291 (табл. 1).

Таблица 1

N п/п  Перечень административных расходов    Примечание    1  2  3  1.    Общие корпоративные расходы    организационные расходы, расходы на проведение годовых собраний, представительские расходы и т. п.  2.    Расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала  -   3.    Расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования  операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение, охрана  4.    Вознаграждения за профессиональные услуги  юридические, аудиторские, по оценке имущества и т. п.  5.    Расходы на связь    почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс и т. п.  6   Амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования  -   7   Расходы на урегулирование споров в судебных органах  -   8   Налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи  кроме налогов, сборов и обязательных платежей, включаемых в производственную себестоимость продукции, работ, услуг  9   Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков  -   10   Другие расходы общехозяйственного назначения  -  

Аналитический учет ведется по статьям расходов в регистрах бухгалтерского учета: Журнале 5 или Журнале 5а (формы которых утверждены Приказом N 356).

Общие корпоративные расходы

Существование предприятия как юридического лица начинается только с момента его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности. Однако такая регистрация - это уже «финальный аккорд». А до этого требуется произвести достаточно много подготовительных действий и затратить немалые денежные суммы.

И эти расходы надо возмещать из тех или иных источников. Так как фирмы еще не существует, об оплате затрат придется задуматься только учредителям фирмы. Ведь, как правило, у формирующейся компании еще нет даже бухгалтера. Это означает, что собственники должны заранее узнать, что именно деятельностью они должны оплатить и как эти затраты впоследствии компенсировать.

Так, в процессе регистрации предприятия учредители фирмы несут расходы, связанные с правовым обеспечением начала его деятельности. Обычно в состав указанных затрат входят:

- подготовка и составление учредительных документов, заявлений, анкет;

- нотариальное удостоверение учредительных документов, копий регистрационных документов;

- покупка бланков документов, канцтоваров;

- регистрационный сбор за проведение государственной регистрации;

- плата за регистрацию в органах статистики;

- получение разрешения от органов МВД на изготовление печати;

- услуги по разработке оригинального макета печати, комплектации оснасткой штемпельной продукции;

- изготовление печати и оснастка;

- услуги банка за принятие платежей и т.п.;

- услуги банка за открытие текущего счета (счетов). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Именно с этого момента предприятие начинает вести учет своих доходов и расходов.

Некоторые специалисты полагают, что учредители фирмы могут рассчитывать на возмещение организационных расходов только из будущих доходов созданного предприятия (то есть дивидендов). По их мнению, расходы по регистрации предприятия, осуществленные до момента его государственной регистрации, не могут быть признаны расходами по его регистрации, поскольку оно на момент осуществления расходов еще не создано.

То есть, если в учредительных документах предприятия не написано, что средства (деньги), израсходованные при его создании, являются вкладом в его уставный капитал, то и списать их в бухгалтерском учете нельзя. Ведь признавать в бухгалтерском учете можно только затраты предприятия. А предприятие считается созданным лишь с момента государственной регистрации. Деньги же, израсходованные до этого момента, вообще нигде не учитываются.

По мнению автора, правомерность отражения в учете предприятия расходов на его создание, понесенных до проведения государственной регистрации, обосновывается требованиями действующего законодательства.

Например, для создания юридического лица необходимо разработать учредительные документы (ст. 87 ГК Украины), выполнив все требования относительно их содержания (ст. 88 ГК Украины) и т.д.

Даже если предприятие не сомневается в обоснованности признания расходов по регистрации предприятия в бухгалтерском учете, то у него все равно появятся трудности в виде:

- затрат отчетного периода;

- расходов будущих периодов;

- нематериального актива.

О том, что расходы на создание, реорганизацию и перемещение предприятия не должны признаваться нематериальным активом, свидетельствует п. 9 П(С)БУ8.

Следовательно, в бухгалтерском учете расходы на регистрацию предприятия - это расходы отчетного периода, так как расходами будущих периодов их также не назовешь. Ведь они понесены не для получения конкретного дохода или актива в дальнейшем, а для осуществления деятельности именно в настоящий момент, и предопределены они требованиями действующего законодательства. Поэтому такие расходы, за исключением материальных расходов, отражающихся на счетах запасов или необоротных активов, отражаются на счете 92 «Административные расходы». Таким образом, если во время регистрации предприятия понесены расходы, связанные с приобретением запасов или необоротных активов, то они отражаются на соответствующих счетах запасов или необоротных активов.

Если предприятие использует восьмой класс счетов, то нужно воспользоваться счетом 84 «Прочие операционные расходы».

Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на регистрацию предприятия приведен в табл. 2.

Таблица 2

N
п/п  Содержание хозяйственной операции  Корреспонденция счетов  дебет    кредит    1  2  3  4  1.    Отражение стоимости услуг по составлению и заключению учредительных документов  92 «Административные расходы»  372 «Расчеты с подотчетными лицами»  2.    Отражение расходов на нотариальное удостоверение документов    92 «Административные расходы»    372 «Расчеты с подотчетными лицами»  3.    Отражение стоимости приобретения бланков документов, канцтоваров и тому подобное  209 «Прочие материалы»    372 «Расчеты с подотчетными лицами»  4.    Отражение уплаты регистрационного сбора за государственную регистрацию  92 «Административные расходы»  372 «Расчеты с подотчетными лицами»  5.    Отражение платы за регистрацию в органах статистики    92 «Административные расходы»    372 «Расчеты с подотчетными лицами»  6.    Отражение услуги разрешительной системы (разрешение на изготовление печати)    153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов»  372 «Расчеты с подотчетными лицами»  7.    Отражение услуги по разработке оригинал-макетов печати и комплектации оснастки штемпельной продукции  153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов»  372 «Расчеты с подотчетными лицами»    8.    Отражение расходов на изготовление печати    153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов»  372 «Расчеты с подотчетными лицами»    9.    Отражение стоимости услуг банка за прием и отправку платежей    92 «Административные расходы»    372 «Расчеты с подотчетными лицами»  10.    Отображение стоимости услуг банка за открытие текущего счета (счетов)    92 «Административные расходы»    372 «Расчеты с подотчетными лицами»  11   Отражение размера уставного капитала в учредительных документах  46 «Неоплаченный капитал»  40 «Уставный капитал»  12   Оплата взносов учредителями   301 «Касса в национальной валюте», 311 «Текущие счета в национальной валюте»  46 «Неоплаченный капитал»    13   Погашение задолженности перед подотчетными лицами за счет взнос в уставный капитал    372 «Расчеты с подотчетными лицами»    301 «Касса в национальной валюте», 311 «Текущие счета в национальной валюте» 

Помимо первоначальной регистрации, довольно часто уже существующим фирмам по тем или иным причинам приходится проводить перерегистрацию. Затраты на ее осуществление уже можно погасить за счет фирмы, не привлекая средства учредителей.

В налоговом учете расходы, связанные с регистрацией предприятия, могут включаться в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли как расходы, оплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства. Несомненно, что без таких расходов о легальной деятельности предприятия не может быть и речи.

Расходы по внесению платы за государственную регистрацию включаются в валовые расходы на основании прямой нормы пп. 5.4.7 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли. В соответствии с этим подпунктом к валовым расходам относятся любые расходы на получение специальных разрешений, выданных для осуществления хозяйственной деятельности государственными органами.

Однако нужно помнить о том, что не входят в состав валовых любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными или другими документами, обязательность ведения и хранение которых предусмотрены правилами ведения налогового учета. Данное требование установлено пп. 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.

Поэтому важно хранить все полученные в процессе регистрации акты, договоры, квитанции, чеки и другие документы, подтверждающие факт расходования средств. Наличие таких документов дает возможность компенсировать расходы, понесенные во время регистрации предприятия, учредителям или уполномоченному на то лицу.

А вот суммы НДС, оплаченные в составе расходов на регистрацию, могут быть отнесены в состав налогового кредита только со дня регистрации предприятия плательщиком НДС. Если на момент оплаты предприятие не было плательщиком НДС, то уплаченные суммы НДС следует отнести на валовые расходы в соответствии с абз. 2 пп. 5.3.3 п. 5.3 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.

В том случае, когда регистрация предприятия осуществляется юридической фирмой, а оплата ей осуществляется после выполнения всего комплекса услуг по регистрации, тогда проблем с налоговым кредитом не будет, поскольку акт выполненных работ уже будет подписан плательщиком НДС. Однако в случае осуществления авансовых платежей в период, когда регистрируемое предприятие плательщиком НДС не было, права на налоговый кредит нет.

Общее собрание является высшим органом акционерного общества (ст. 32 Закона об АО и ст. 41 Закона о хозобществах). К тому же акционерное общество обязано ежегодно созывать общее собрание, которое должно быть проведено не позднее 30 апреля следующего отчетного года. Естественно, что общее собрание проводится за счет средств акционерного общества (ч. 3 ст. 32 Закона о АО и ст. 45 Закона о хозобществах). То есть законодательством установлено требование по обязательному проведению общего собрания акционерным обществом.

О проведении общего собрания акционерное общество обязано уведомить акционеров в порядке, предусмотренном ст. 35 Закона об АО (для публичных и частных АО) или ст. 43 Закона о хозобществах (для открытых и закрытых АО). Упомянутыми нормами предусмотрены персональные письменные уведомления акционеров, а также публикация общего уведомления в соответствующих печатных изданиях.

Таким образом, поскольку акционерные общества проводят общие собрания в соответствии с законодательными требованиями, то расходы на персональные уведомления акционеров и публикацию объявлений о проведении общих собраний, безусловно, связаны с хозяйственной деятельностью общества.

То есть, расходы на проведение собраний акционеров, в частности, расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания, учитываются как в бухгалтерском учете, так и при налогообложении прибыли.

Обратите внимание, что учитываются затраты на проведение любых собраний акционеров, как очередных, так и внеочередных.

В бухгалтерском учете расходы на проведение собраний акционеров отражаются в соответствии с п. 7 и п. 18 П(С)БУ 16 - в составе административных расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, и на счете 92 «Административные расходы».

Приказом N 88 предусмотрено, что представительские расходы - это расходы министерств, ведомств, предприятий, учреждений на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций и представителей других предприятий, прибывших по приглашениям для проведения переговоров с целью осуществления международных связей, установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью.

К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) представителей, их транспортным обеспечением, мероприятиями культурной программы, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчика, не состоящего в штате предприятия, учреждения, оплатой номеров в гостиницах.

Таким образом, к представительским расходам можно отнести затраты, которые связаны с:

- проведением официальной встречи (завтрака, обеда, ужина);

- обеспечением транспортом представителей;

- проведением мероприятий культурной программы;

- буфетным обслуживанием во время проведения переговоров;

- оплатой услуг переводчика, не состоящего в штате предприятия;

- заказом номеров для представителей в гостиницах. Отнесения в состав валовых расходов предприятий расходов на проведение представительских мероприятий (проведения приемов, презентаций и праздников) может осуществляться только при условии соблюдения определенных условий.

Так, в соответствии с пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли на валовые расходы во время проведения представительских мероприятий, в частности, могут быть отнесены расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий, касающихся товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) данными налогоплательщиками.

Затраты на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая безвозмездную раздачу образцов товаров или безвозмездное предоставление услуг (выполнения работ) с рекламными целями включаются в состав валовых расходов, но в размере, не превышающем 2 % от налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный (налоговый) год.

Таким образом, расходы будут считаться представительскими лишь в том случае, когда цели подобных мероприятий будут связаны с решением деловых вопросов, с коммерческой деятельностью, установлением сотрудничества и пр.

Содержание аппарата управления и другого общехозяйственного персонала

К расходам на содержание аппарата управления и другого общехозяйственного персонала можно отнести начисленную основную и дополнительную заработную плату (а также другие поощрительные и компенсационные выплаты) руководителю предприятия, его заместителям, главному инженеру, работникам экономической, финансовой, кадровой, юридической и бухгалтерской службы, секретарям, уборщицам, водителям легковых автомобилей и другому персоналу, обслуживающему легковые автомобили, используемые аппаратом управления предприятия, работникам охраны, состоящим в штате предприятия, и др.

Помимо расходов на оплату труда включаются в состав расходов на содержание аппарата управления и другого общехозяйственного персонала затраты на социальные мероприятия (взносы в фонды общеобязательного социального и пенсионного страхования от начисленной заработной платы работников аппарата управления).

По мнению автора, целесообразно к расходам на содержание аппарата управления (а не к прочим расходам) относить также затраты на канцелярские принадлежности, типографские и переплетные работы, выписку газет, журналов, приобретение справочников, прейскурантов, каталогов и бланков для учета и отчетности, так как они непосредственно связаны с выполнением своих функций работниками аппарата управления и могут быть четко идентифицированы.

Расходы на служебные командировки

В соответствии с П(С)БУ 16 расходы на оплату служебных командировок признаются расходами отчетного периода и отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в зависимости от принадлежности работников к тому или иному подразделению предприятия.

Так, расходы на служебные командировки аппарата управления предприятия и другого хозяйственного персонала относятся к административным расходам и отражаются на счете 92 «Административные расходы».

При этом для бухгалтерского учета не имеет значения, как командировочные расходы отражаются в налоговом учете предприятия, а именно, включаются ли они в состав валовых расходов согласно пп. 5.4.8 п. 5.4 ст.5 Закона о налогообложении прибыли или нет.

Некоторая взаимосвязь между налоговым и бухгалтерским учетом наблюдается лишь при отражении сумм НДС, начисленных (уплаченных) поставщикам товаров (работ, услуг).

Так, если предприятие имеет право включить суммы «входного» НДС в состав налогового кредита, то эта сумма отражается по дебету субсчета 641 «Расчеты по налогам».

Если же право на кредит отсутствует, то начисленный (уплаченный) НДС следует рассматривать как часть командировочных расходов и отражать на том же счете учета расходов отчетного периода, что и осуществленные командировочные расходы.

Расходы на содержание основных
средств и других материальных необоротных
активов общехозяйственного использования

Основной статьей расходов по содержанию основных средств и других материальных необоротных активов (далее - основных средств) общехозяйственного использования, конечно же, является их амортизация.

Под амортизацией основных средств понимается систематическое распределение амортизируемой стоимости необоротных активов на протяжении срока их полезного использования (п. 4 ПС)БУ 7).

В бухгалтерском учете амортизация начисляется на каждый объект основных средств ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригоден для полезного использования, и прекращается в месяце, следующем за месяцем выбытия основных средств (п. 29 П(С)БУ 7).

Однако, помимо амортизации основных средств, к расходам на содержание основных средств и других материальных необоротных активов общехозяйственного использования следует относить также сервисное обслуживание (включая расходные материалы по ксероксам, принтерам, кондиционерам и т.д.) и ремонт данных основных средств.

Бухгалтерский учет ремонтных расходов регулируется п. 14 и п. 15 П(С)БУ 7 и зависит от характера осуществляемых работ. Так, если ремонтные мероприятия направлены на поддержание объекта в рабочем состоянии и получение в будущем первоначально ожидаемых экономических выгод от его использования, определенных до начала проведения таких мероприятий, то затраты на их проведение в бухгалтерском учете списываются в состав расходов отчетного периода (п. 15 П(С)БУ 7). К таким мероприятиям относятся все виды ремонтов - текущий и капитальный1, а также техническое обслуживание объектов основных средств.

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием ремонтных работ принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа конкретной ситуации и существенности таких расходов (п. 29 Методичесикх рекомендаций N 561).

Как правило, техническое заключение о направленности проводимых мероприятий для принятия решения руководителем с точки зрения дальнейшей эксплуатации основных средств, должен предоставить специалист соответствующего профиля (главный инженер, начальник цеха или другое компетентное лицо).

Расходы на проведение ремонтных работ основных средств, используемых аппаратом управления, отражаются по дебету счета 92 «Административные расходы» и по кредиту счетов 13 «Износ (амортизация) необоротных активов», 20 «Производственные запасы», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 65 «Расчеты по страхованию», 66 «Расчеты по выплатам работникам», 68 «Расчеты по прочим операциям» и т. д.

Вознаграждение за профессиональные услуги

Как правило, к профессиональным услугам предприятие прибегает в том случае, когда для него становится целесообразней оплачивать услуги сторонних организацией, нежели содержать в штате работника, который бы выполнял ту же работу постоянно. Обычно это касается тех видов услуг (функций), которые предприятию не нужны в повседневной деятельности. Например, если предприятие практически не ведет претензионно-исковую работу, а подает иски в суд два или три раза в год, то, естественно, что в такой ситуации целесообразней обращаться к юристу или юридической фирме только по мере необходимости, а не содержать штатного юриста круглый год.

И все же есть виды услуг, которые могут оказывать только независимые лица, а вот штатный сотрудник предприятия их не может оказывать предприятию. Так, к примеру, если предприятие официально обнародует свою годовую финансовую отчетность, то оказывать аудиторские услуги ему может только независимое лицо - аудитор или аудиторская фирма.

Также независимая оценка имущества может быть проведена только субъектом оценочной деятельности - хозяйствующим субъектом.

Вознаграждение за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества и т. п.) согласно п. 18 П(С)БУ 16 в бухгалтерском учете относится к составу административных расходов.

В налоговом учете есть специальная норма только по порядку отражения расходов на аудит и содержится она во втором абзаце пп. 5.4.2 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли. То есть, в валовые расходы включаются расходы на приобретение литературы для информационного обеспечения хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе по вопросам законодательства, и подписку специализированных периодических изданий, а также на проведение аудита согласно действующему законодательству, включая проведение добровольного аудита по решению налогоплательщика. Обязанности по доказательству связи данных расходов с основной деятельностью налогоплательщика возлагаются на самого налогоплательщика.

Что же касается оценочных услуг, то наиболее сложным моментом при решении бухгалтерами вопроса об отнесении стоимости оценочных услуг к составу валовых расходов является вопрос: влияет ли на отражение в учете то, чьей собственностью является оцениваемое имущество на дату проведения оценки.

Однако во многих случаях проведение оценки оплачивает не продавец (собственник) оцениваемого имущества, а его покупатель (залогодержатель, арендатор, инвестор или иная сторона гражданско-правового договора, при оформлении которого законодательство требует проведения экспертной оценки).

Вышеупомянутый критерий решения вопроса об отнесении тех или иных затрат к составу валовых расходов, установленный п. 5.1 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли, понимается налоговыми органами, как правило, так, что затраты должны быть связаны непосредственно с собственной хозяйственной деятельностью предприятия.

В то же время проведение экспертной оценки, согласно ст. 7 Закона об оценке имущества, в большинстве случаев является одним из обязательных этапов при подготовке и заключении различных видов гражданско-правовых договоров.

Любой гражданско-правовой договор предполагает изначально обоюдную заинтересованность сторон данного договора, то есть обе стороны, как гласят, международные стандарты, действуют при этом после адекватного маркетинга, компетентно, расчетливо и без принуждения. Например, покупатель заинтересован в приобретении, равно как и продавец заинтересован в продаже; арендодатель получает выгоду от сдачи в наем своего имущества, а арендатор получает прибыль, используя арендуемое имущество и т.д.

Сфера оценочной деятельности после вступления в силу Закона об оценке имущества значительно расширилась, в результате чего бухгалтерам все чаще приходится сталкиваться с проблемой отражения в учете стоимости экспертной оценки. Что же представляют собой оценочные услуги как объект учета?

На первый взгляд, вопрос прост и ответ на него очевиден: это элемент валовых расходов в налоговом учете и одна из составляющих затрат в бухгалтерском учете.

Тем не менее ГНАУ имеет совершенно иную точку зрения по данному вопросу. Так, ее позиция изложена в Письме N 34/6/15-1116, где указано, что на основании п. 1.2 ст. 1 Закона о налогообложении прибыли и п. 5 П(С)БУ 8 результаты экспертной оценки стоимости имущества (передаваемого в аренду) являются нематериальным активом (право на аренду помещения), а потому подлежат амортизации в порядке, предусмотренном пп. 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона о налогообложении прибыли.

Расходы на связь

Практически все коммерческие предприятия при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности пользуются услугами связи.

Расходы на связь, как правило, включают в себя:

- почтово-телеграфные расходы;

- оплату услуг связи, в частности, оплату международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи;

- расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других

видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе предприятия;

- расходов на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями;

- расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные сети).

В бухгалтерском учете расходы на услуги связи в зависимости от их характера, условий осуществления, направлений деятельности предприятия будут относиться:

- либо к расходам по обычным видам деятельности и учитываться на счетах учета затрат: 91 «Общепроизводственные расходы», «Административные расходы», «Расходы на сбыт»; - либо к прочим расходам операционной деятельности - учет при этом ведется на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

К первому из названных случаев относятся услуги связи, произведенные для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ко второму -если указанные услуги с ней не связаны.

В налоговом учете расходы на телефонные разговоры при условии их связи с хозяйственной деятельностью включаются в состав валовых в качестве расходов, связанных с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции, работ или услуг (пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли).

При этом следует учитывать нормы пп. 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли и в подтверждение расходов иметь соответствующие расчетные, платежные и другие документы, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

К примеру, документом, подтверждающим связь телефонных разговоров с хозяйственной деятельностью, является детализированный счет с расшифровкой всех исходящих звонков за необходимый период времени, содержащий номера телефонов лиц, с которыми осуществлялись переговоры. Связь звонков по указанным номерам с хозяйственной деятельностью предприятия можно подтвердить документами, указывающими на деловые связи с адресатом, такими, как разные виды соглашений, протоколы о намерениях, счета-фактуры, письма, акты и т. п.

Второй по значимости вид связи для предприятий - это Интернет, который, к примеру, может оплачиваться предприятием на договорной основе, то есть когда предприятие ежемесячно уплачивает абонентскую плату, которая взимается в фиксированном размере, а также стоимость информационных услуг

В налоговом учете расходы на оплату Интернет-услуг включаются по правилу первого события в состав валовых расходов (пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли). Если же провайдер не является плательщиком налога на прибыль или платит этот налог, но по другой ставке, нежели установленной ст. 10 Закона о налогообложении прибыли, то валовые расходы следует увеличивать по факту предоставления услуг (пп. 11.2.3 п. 11.2 ст. 11 Закона о налогообложении прибыли). В бухгалтерском учете согласно П(С)БУ 16 расходы на связь относятся к административным расходам, следовательно, учитываются на счете 92 «Административные расходы». По этому бухгалтерскому счету отражается как абонплата, так и оплата стоимости потребленных Интернет-услуг. А вот расходы на приобретение Интернет-карточки целесообразней рассматривать как уплаченный аванс и отражать на счете 39 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием в состав расходов того периода, в котором они фактически осуществлены.

Амортизация нематериальных активов
общехозяйственного использования

Отметим, что в бухгалтерском учете начисление амортизации по НМА осуществляется пообъектно в течение срока их полезного использования (устанавливаемого предприятием при признании объекта НМА активом, т. е. при зачислении на баланс). При определении срока полезного использования объекта НМА учитываются (п. 26 П(С)БУ8):

- сроки полезного использования подобных активов (т. е. срок может устанавливаться по аналогии со сроком использования подобных объектов НМА);

- предполагаемый моральный износ (к примеру, для быстро «устаревающих» НМА срок полезного использования устанавливается более краткий);

- правовые или другие подобные ограничения в отношении сроков использования НМА;

- ожидаемый способ использования НМА;

- зависимость срока использования НМА от срока полезного использования других активов предприятия.

НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. Таковыми являются те НМА, относительно которых предприятием не определено ограничение срока, в течение которого ожидается увеличение денежных средств (или эквивалентов денежных средств) от их использования.

Начисление амортизации НМА в бухгалтерском учете производится ежемесячно и:

- начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором НМА введен в хозяйственный оборот (начал эксплуатироваться);

- прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия НМА.

В бухгалтерском учете сумма начисленной по объектам НМА (используемым в аппарате управления) амортизации отражается по кредиту субсчета 133 «Накопленная амортизация нематериальных активов» с отнесением суммы амортотчислений в дебет счета 92 «Административные расходы». При этом на сумму амортизации также увеличивают дебет забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления».

Расходы на урегулирование споров
в судебных органах

Довольно часто субъектам предпринимательской деятельности приходится отстаивать свои нарушенные права в судебном порядке. Причем, решившись на судебный спор, нужно быть готовым и к судебным расходам.

Под расходами на урегулирование споров в судебных органах следует понимать расходы на уплату пошлины, услуг представителей, поездок, связанных с судебным разбирательством, а также расходы на уплату услуг посредников на досудебной стадии спора и т.д.

По окончании судебного процесса судебные расходы, как правило, компенсируются проигравшей стороной. А при частичном удовлетворении исковых требований каждая сторона несет расходы пропорционально той части, в которой иск был удовлетворен или в иске было отказано. В связи с этим стороны судебного процесса заинтересованы в том, чтобы их расходы были классифицированы как судебные, ведь только в этом случае они могут рассчитывать на их возмещение.

Состав судебных расходов определен в ст. 44 ХПК Украины. К ним относятся:

- государственная пошлина;

- суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом;

- расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных доказательств на месте их нахождения;

- оплата услуг переводчика, адвоката;

- расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса;

- прочие расходы, связанные с рассмотрением дела. Давайте посмотрим, что представляет собой каждая из названных статей расходов.

Госпошлина является обязательной статьей судебных расходов. В соответствии с пунктами 3 и 11 Инструкции N 15 государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления. При этом платежные поручения на безналичное перечисление госпошлины (или квитанция банка) прилагаются к исковому заявлению.

Расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса представляют собой расходы на информирование участников судебных процессов о ходе и результатах рассмотрения дела, на изготовление и выдачу копий судебных решений.

Расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных доказательств на месте их нахождения. Как предусмотрено ст. 39 ХПК Украины, хозяйственный суд может провести осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Подобные процедуры провидятся в том случае, если направить в суд вещественные доказательства довольно сложно или невозможно (например, по причине их быстрой порчи).

Результаты осмотра и исследования фиксируются в протоколе, который в дальнейшем подкалывается к материалам дела (ст. 39 ХПК Украины).

Суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом. Бывают ситуации, когда для разрешения спора между истцом и ответчиком необходимы специальные знания. В этом случае суд назначает судебную экспертизу. Под судебной экспертизой понимают исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, которые содержат информацию об обстоятельствах дела.

Оплата услуг адвоката. Расходы на оплату услуг адвоката определяются в порядке, установленном Законом об адвокатуре.

Услуги адвоката классифицируются как судебные расходы и при наличии надлежащего документального подтверждения возмещаются на общих основаниях, определенных ст. 49 ХПК Украины.

А вот что касается оплаты других юридических услуг, то отнести их к составу судебных расходов вряд ли получится. В отличие от ГПК Украины и КАС Украины, которые причисляют к судебным расходам, и расходы на правовую помощь, ХПК Украины относит к судебным расходам лишь услуги адвоката (ст. 44).

Прочие расходы, связанные с рассмотрением дел а. К таким расходам, в частности, относятся суммы, подлежащие уплате лицам, вызванным в хозяйственный суд для дачи пояснений по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. Причем в данном случае речь идет о должностных лицах и других работниках предприятий, учреждений и организаций, государственных и прочих органов, вызванных для дачи пояснений по вопросам, возникшим при рассмотрении дела (ст. 30 ХПК Украины).

С отражением судебных расходов в учете по налогу на прибыль сложностей возникнуть не должно. Все они включаются в состав валовых расходов (разумеется, если иск подан в защиту хозяйственных интересов предприятия). Госпошлина попадает в валовые расходы на основании пп. 5.2.5 п. 5.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли, как общегосударственный обязательный платеж, установленный ст. 14 Закона о системе налогообложения. А все остальные судебные расходы (расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, оплату услуг адвоката и т. д.) отражаются в составе валовых расходов на основании пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли, как расходы, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда. Более того, положения гага. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли дают основание для отнесения на валовые расходы и тех затрат, которые связаны с рассмотрением дела в суде, но не считаются судебными расходами (например, стоимость юридических услуг, бухгалтерских консультаций, услуг аудитора по подготовке заключений, которые могут понадобиться при рассмотрении налоговых споров). Ведь без таких расходов отстоять свою правоту и защитить хозяйственные интересы предприятия будет практически невозможно, а значит, их связь с хозяйственной деятельностью неоспорима.

В бухгалтерском учете расходы на урегулирование споров в судебном порядке относятся к составу административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16) и отражаются на счете 92 «Административные расходы».

Что касается суммы возмещения судебных расходов, полученной от проигравшей стороны, то ее признают прочим операционных доходов и отражают в учете по дебету субсчета 374 «Расчеты по претензиям» и кредиту субсчета 719 «Прочие доходы от операционной деятельности.

В свою очередь, проигравшая сторона увеличивает на сумму возмещения прочие операционные расходы и относит их в дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Налоги, сборы и другие предусмотренные
законодательством обязательные платежи

При отражении расходов по налогам и сборам (обязательным платежам) в составе административных расходов следует иметь в виду, что не все из них включаются в бухгалтерском учете в состав расходов деятельности (класс 9) или в расходы по элементам (класс 8). Исключение, как правило, составляет НДС, расчеты по которому ведутся на специальном субсчете и результатом может быть как уплата НДС в бюджет, так и получение бюджетного возмещения из бюджета.

Не может отражаться в составе административных расходов и налог на прибыль, так как для него в Плане счетов предусмотрен специальный счет 98 «Налог на прибыль».

Субсчет 98 «Налог на прибыль» имеет следующие субсчета:

- 981 «Налог на прибыль от обычной деятельности»;

- 982 «Налог на прибыль от чрезвычайных событий».

На субсчете 981 «Налог на прибыль от обычной деятельности» ведется учет суммы расходов по налогу на прибыль от обычной деятельности. На этом субсчете также ведется учет отчислений в Государственный бюджет Украины с доходов по государственным денежным лотереям и налога на доходы от страховой деятельности.

Сумма налога на прибыль от обычной деятельности определяется и отражается на этом субсчете без уменьшения на сумму уменьшения налога на прибыль, в результате исчисления налога на прибыль от алгебраической суммы прибыли от обычной деятельности и убытка от чрезвычайных событий (свернутый результат).

На субсчете 982 «Налог на прибыль от чрезвычайных событий» ведется учет начисленной суммы расходов по налогу на прибыль от чрезвычайных событий.

Не может признаваться расходами предприятия и налог с доходов физических лиц, так как уплачивается он непосредственно из доходов, получаемых самими налогоплательщиками. Однако в некоторых случаях данный налог начисляет и уплачивает непосредственно само предприятие (например, не удержан налог при приобретении сельхозпродукции у физических лиц или же при списании кредиторской задолженности за коммунальные услуги). Сумма такого налога с доходов физлиц, уплаченного за счет средств предприятия, не должна отражаться в составе административных расходов. Ее следует отражать по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Также напомним, что в п. 18 П(С)БУ 16 есть оговорка, что не относятся на административные расходы налоги и сборы (обязательные платежи), которые могут быть включены непосредственно в производственную себестоимость продукции, работ или услуг.

К таким платежам можно отнести: плату за землю, рентные платежи, налог с владельцев транспортных средств, сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды, фиксированный сельскохозяйственный налог, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, сбор за использование радиочастотного ресурса Украины, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбор за проведение гастрольных мероприятий, сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, налог с рекламы, коммунальный налог.

Вышеперечисленные налоги и сборы в большинстве случаев могут быть четко идентифицированы по объектам налогообложения, а соответственно и по счетам расходов в бухгалтерском учете.

И все же необходимо сопоставлять затраты на идентификацию налогов и сборов с объектами учета и эффект от такой идентификации, чтобы цель оправдывала средства.

Вполне очевидно, что учетным работникам не имеет смысла затрачивать несколько рабочих дней на идентификацию того или иного налога или сбора, который исчисляется всего несколькими гривнями.

Плата за расчетно-кассовое обслуживание
и другие услуги банков

Одним из основных видов услуг, предоставляемых банками, является расчетно-кассовое обслуживание. Под расчетно-кассовым обслуживанием понимается прием и зачисление на счет предприятия поступающих ему денежных средств, выполнение поручений предприятия о перечислении и выдаче средств с его счета, а также проведение других банковских операций по счету, предусмотренных действующим законодательством Украины, нормативными актами и указаниями НБУ и заключенным с обслуживающим банком договором.

Расчетно-кассовое обслуживание представляет собой целый спектр услуг, предоставляемых банками клиенту. В частности, к такому виду услуг могут быть отнесены:

- открытие и обслуживание текущих счетов в национальной валюте организаций всех форм собственности, в том числе и предпринимателей;

- открытие и обслуживание текущих валютных счетов;

- система электронных платежей «Клиент-Банк» и т.п.;

- инкассация, прием торговой выручки;

- информационная поддержка бизнеса. Стоимость всех видов услуг и их конкретный перечень оговариваются в договоре между фирмой и банком, например, в договоре банковского счета (договоре за расчетно-кассовое обслуживание).

Классифицировать затраты на оплату банковских услуг на первый взгляд просто. Ведь суммы, которые предприятие платит банку за расчетно-кассовое обслуживание, отражаются в выписке банка отдельной строкой.

Однако на практике для многих бухгалтеров это оказывается серьезной проблемой. Это связано с тем, что бухгалтерский и налоговый учет этих расходов различны.

Зачастую банки взимают плату за исполнение каждого платежного поручения. Это делается в независимости от того, кому и за что предприятие перечисляет деньги. Как быть в том случае, когда предприятие оплачивает со своего счета суммы, не учитываемые при налогообложении прибыли? Можно ли тогда относить етоймоеть баиковбких уеяуг К затратам, связанным с производством и реализацией?

Некоторые бухгалтеры считают, что если перечисление денег не связано с производством и реализацией, то и расходы на его осуществление тоже не должны быть связаны.

Они полагают, то стоимость банковских услуг следует разделять.

Отметим, что разделить такие расходы возможно в том случае, когда банк списывает с предприятия деньги за исполнение каждого платежного поручения. Если в договоре установлена фиксированная ежемесячная сумма за ослуживание счета, то извлечь нужную долю стоимости уелуг будет достаточно сложно - так же, как и в том случае, когда предприятие перечисляет средства по нормируемым расходам. В любом случае такое мнение ошибочно.

Другие расходы общехозяйственного назначения

Порядок отражения прочих расходов общехозяйственного значения, с одной стороны, наиболее легкий, так как предусматривает отнесение в данную статью всех расходов, которые не упоминались выше, но с другой стороны и самый сложный, потому что никто точно не знает его конкретного перечня.

По мнению автора, в данную статью расходов следует относить расходы на:

- пожарную безопасность;

- услуги вневедомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел или другой охраны (например, строжевой или телохранителей), предоставляемой другими предприятиями;

- санэпидемиологические услуги;

- изготовление и обслуживание платежных карточек;

- отчисления в резерв для обеспечения выплаты отпускных работникам аппарата управления;

- комиссионное вознаграждение на покупку валюты;

- упорядочение и содержание ведомственных архивов предприятия или передачу архивных дел частным или государственным (коммунальным) архивам;

- товарно-материальные ценности, используемые для нужд аппарата управления (в том числе и канцтовары);

- коммунальные услуги (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вывоз мусора и т.д.);

- техосмотр легковых автомобилей, используемых аппаратом управления;

- содержание вышестоящих организаций;

- подбор персонала и подготовку кадров;

- охрану труда и технику безопасности;

- отчисления профсоюзным организациям на культурно-массовую работу;

- питьевую воду, чай, кофе, напитки, используемые как для сотрудников аппарата управления, так и посетителей (гостей) и т.п. Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных расходов. Практически все предприятия имеют помещения, сооружения, здания (как собственные, так и арендованные), которые должны быть оборудованы пожарной сигнализацией или системой пожаротушения.

Расходы на обслуживание и обеспечение исправной бесперебойной работы систем, обеспечивающих выполнение требований пожарной безопасности, отражаются в учете в составе расходов по обычным видам деятельности.

Сегодня услугами личной охраны пользуются бизнесмены, министры, депутаты, иностранные гости, дипломаты. Однако при заключении такого договора предприятию следует знать, что в данной ситуации охрану директора по окончании рабочего дня представители налоговых органов могут расценить, как получение блага за счет предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Например, ГНАУ в Письме N 11411/7/17-0217 пришла к выводу, что расходы предприятия, понесенные в связи с обеспечением безопасности должностного лица налогоплательщика, (связанного лица, уполномоченного осуществлять от имени налогоплательщика юридические действия), которые законодательно не отнесены к валовым расходам юридического лица, рассматриваются как личные доходы должностного лица, то есть дополнительные блага, предоставленные руководителю предприятия, и должны включаться в его совокупный налогооблагаемый доход соответствующего периода.

Довольно часто организации и учреждения перечисляют своим вышестоящим органам денежные средства на так называемое содержание центрального аппарата или вышестоящей организации. В бухгалтерском учете такие расходы отражаются по дебету счета 92 «Административные расходы».

Если перечисление средств связано лишь с финансированием расходов на содержание вышестоящих органов, которые не предоставляют каких-либо услуг налогоплательщику взамен, то в налоговом учете применяется правило: нет поставки товаров (услуг) - нет объекта налогообложения, нет объекта налогообложения - нет налоговых обязательств по НДС.

Статьей 44 Закона о профсоюзах предусмотрено, что работодатели обязаны отчислять средства первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую физкультурную и оздоровительную работу в размерах, предусмотренных коллективным договором и соглашениями, но не менее 0,3 % с отнесением этих сумм на валовые затраты.

В связи с тем, что Закон о профсоюзах не является законом о налогообложении, поэтому в валовые расходы налогоплательщику следует включать лишь суммы денежных средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленных (переданных) в течение отчетного года неприбыльным организациям (в нашем случае профсоюзам) в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

__________________

1. В отдельных случаях, предусмотренных п. 30 Методических рекомендаций N 561,расходы на капитальный ремонт могут быть признаны капитальными инвестициями.

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ГПК Украины - Гражданский процессуальный кодекс Украины

КАС Украины - Кодекс административного судопроизводства Украины

ХПК Украины - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

Закон об адвокатуре - Закон Украины от 19.12.1992 г. N 2887-ХII «Об адвокатуре»

Закон об АО - Закон Украины от 17.09.2008 г. N 514-VІ «Об акционерных обществах»

Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. N 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР

Закон об оценке имущества - Закон Украины от 12.07.2001 г. N 2658-ІІІ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»

Закон о профсоюзах - Закон Украины от 15.09.1999 г. N 1045-ХІV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Закон о системе налогообложения - Закон Украины от 25.06.1991 г. N 1251-ХП «О системе налогообложения» в редакции от 18.02.1997 г. N 77/97-ВР

Закон о хозобществах - Закон Украины от 19.09.1991 г. N 1576-ХII «О хозяйственных обществах»

Инструкция N 15 - Инструкции о порядке исчисления и взимания государственной пошлины, утвержденная приказом ГГНИ от 22.04.1993 г. N 15

Инструкция N 291 - Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291

Методические рекомендации N 561 - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. N 561

План счетов - План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291

Приказ N 88 - Приказ Минфина Украины, Минэкономики Украины от 12.11.1993 г. N 88 «Об утверждении норм средств на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядке их расходования»

Приказ N 356 - Приказ Минфина Украины от 29.12.2000 г. N 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета»

П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92

П(С)БУ 8 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.1999 г. N 242

П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. N 318

Письмо N 34/6/15-1116 - Письмо ГНАУ от 05.01.2000 г. N 34/6/15-1116 «О некоторых вопросах оплаты за использование арендованного имущества»

Письмо N 11411/7/17-0217 - Письмо ГНАУ от 22.07.2003 г. N 11411/7/17-0217 «Относительно обложения подоходным налогом сумм, выплачиваемых на основании договора между предприятием и службой охраны за охрану должностного лица предприятия за счет средств этого предприятия»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 30 (760),
2 июля 2010 г.
Подписной индекс 40783



Источник: http://cons.parus.ua/_d.asp?r=06Q569beb9dcf8966710748fac5491e190f37



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Учитываемые доходы и расходы необходимо перегруппировать Шаблоны цветов для топиария

Расходы не связанные с операционной деятельностью Расходы не связанные с операционной деятельностью Расходы не связанные с операционной деятельностью Расходы не связанные с операционной деятельностью Расходы не связанные с операционной деятельностью Расходы не связанные с операционной деятельностью Расходы не связанные с операционной деятельностью