Надежда Сытова
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию воспитателя первой категории Сытовой Надежды Викторовны, МБДОУ№76.

Тема: «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

Актуальность данной темы.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и связать теремок к пальчиковому театру эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Цель:

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Для реализации этой цели мною поставлены следующие задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно- развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Этапы работы.

Октябрь 2015г.

- Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

3. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Ноябрь 2014 г.

- Изучение методической литературы и периодических изданий

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч» В течение года Изучить статьи из журналов по данной теме.

1. Акулова О. А. Театрализованные игры «Дошкольное воспитание». – 2005, № 4.

2. Дунаев Н. О. Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка «Дошкольное воспитание». – 2007, № 6.

3. Миронова Н. П. Как научить ребёнка любить литературу? «Дошкольное воспитание».- 2005, № 5.

Мной разработано перспективное планирование по теме «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

Перспективное планирование на 2015-2016 г. 2 младшая группа.

Октябрь.

1. Разучивание: И. Такмакова «Дожди».

Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.

2. Чтение: «Кто у нас трудолюбивый?»

Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.

Ноябрь.

1. Чтение: Э. Мошковская «Митя-сам!»

Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.

2. Игра-драматизация «Волк и козлята».

Цель: Развивать умение детей участвовать с воспитателем в драматизации знакомого произведения.

Декабрь.

1. Разучивание стихотворений: «Чудо-елка», «К детям елочка пришла».

Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.

2. Чтение: А Кольцов «Дуют ветры».

Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.

Январь.

1. Чтение и рассматривание иллюстраций: рус. нар. сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята».

Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание Сказок; учить следить за развитием сюжета.

2. Разучивание стихотворений: А. Блок «Зайчик», И. Суриков «Зима», А. Пушкин «Зимний вечер».

Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.

Февраль.

1. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Цель: Привлекать к участию в совместных с педагогом инсценировках знакомых сказок.

2. Чтение: К. Чуковский «Ежики смеются», «Радость»

Цель: Продолжать развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.

Март.

1. Разучивание стихотворения: И. Такмакова «Дождик».

Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.

2. Рассказывание: Л. Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода…»

Цель: Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.

Апрель.

1. Чтение: А. Майков «Колыбельная песня», В. Антонова «Зайки серые сидят», А. Александрова «Белки».

Цель: Учить слушать стихотворение, эмоционально реагировать на его содержание и участвовать в его драматизации.

2. Разучивание: Е. Благинина «Дождик, дождик…»

Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.

Май.

1. Чтение: К. Чуковский «Путаница», «Чудо дерево», В. Берестов «Коза», С. Маршак «Усатый-полосатый».

Цель: Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем чтении стихотворений; создавать благоприятную атмосферу для восприятия игровых и юмористических текстов.

2. Рассказывание: «Три поросенка» (англ. сказка, обр. С. Михалкова).

Цель: Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.

. В период 2015-2017г планирую:

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

- оформить сборники сочинённых детьми сказок, рассказов, проиллюстрированных детскими рисунками.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Сроки. Формы работы.

Октябрь 2015 г. – Май 2017 г. Реализация проекта: «В гостях у сказки».

Каждый месяц в группе организуется тематическая выставка детских книг с иллюстрациями из семейных библиотек.

Октябрь 2015 г. Анкетирование родителей на тему: «Читаем книги с ребёнком дома»;

Ноябрь 2015 г. Круглый стол с родителями «В гостях у сказки».

Январь 2016 г. Участие родителей и детей в книжном марафоне «Читаем сказки» (Дети и родители заводят специальный альбом, в котором записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картину).

Март 2016 г. Стенгазета «Мои любимые книги».

Май 2016. Совместный выход воспитателя, родителей и детей в театр Юного зрителя.

Сентябрь 2016 – Май 2017 г. Реализация проекта: «В гостях у сказки» (продолжение).

Сентябрь 2016 г. Анкетирование родителей на тему: «Роль книги в семье?»

Ноябрь 2016 г. Консультация «Рецепты составления домашней библиотеки».

Январь 2017 г. Показ родителями театра сказки: «Зимовье зверей» для детей.

Март 2017 г. Продолжить участие родителей и детей в книжном марафоне «Читаем сказки» (Дети и родители заводят специальный альбом, в котором записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картину).

Май 2017 г. Совместное участие родителей и детей в конкурсе макетов сказочной избы «Домик для сказки».

В течении 2015-2017 г. планирую: создать условия для эстетического развития детей – организовать «Центр эстетики», который будет включать в себя:

1. Уголок книги:

- сделать подбор оборудования: стеллаж для книг.

- планируется каждый месяц организовывать тематическую выставку детских книг с иллюстрациями из семейных библиотек;

- оформить фотографии детских писателей;

- сделать альбом «Читаем сказки», в котором родители и дети записывают все прочитанные сказки и сказочные повести и к каждой сказке рисуют картину;

- подобрать материал для починки книг воспитателем совместно с детьми (проводить 1 раз в месяц);

- подобрать иллюстрации к стихотворениям «Времена года», т. к. они являются одним из опорных средств, позволяющим детям понимать текст произведения.

2. Театральный уголок:

- планируется сшить костюмы к русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Лиса, кот и петух», «Зимовье зверей;

- связать героев к пальчиковому театру: «Репка», «Колобок», «Теремок»;

- сделать маски для показов детьми театров;

- сделать подбор игр – драматизаций с использованием художественных текстов.

3. Музыкальный уголок:

- Сделать подбор оборудования и материалов,: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ;

- планируется подобрать совместно с музыкальным руководителем, аудио фонотеку, соответствующую стихотворениям из цикла «Времена года»;

- сделать картотеку песен, попевок, упражнений, артикуляционной гимнастики. Материалом ранее выученном на музыкальных занятиях.

4. Уголок изобразительной деятельности:

- Сделать подбор материалов и оборудования: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

- оформить галерею детских работ, выполненных в разных техниках.

- сделать папки с различными материалами (иллюстрации пейзажей, портретов, натюрмортов).


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-po-samobrazovaniyu-hudozhestvenaja-literatura-kak-sredstvo-yesteticheskogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Searching Might be an Art Алмазная вышивка как правильно выкладывать

Связать теремок к пальчиковому театру Связать теремок к пальчиковому театру Связать теремок к пальчиковому театру Связать теремок к пальчиковому театру Связать теремок к пальчиковому театру Связать теремок к пальчиковому театру Связать теремок к пальчиковому театру Связать теремок к пальчиковому театру